Летопись пропавших деревень
 

    Русь, Россия, Родина - эти понятия для нас неотделимы. Родина у каждого из нас одна - она дана нам судьбой., завещана нашими предками. Понятие "Родина" имеет для нас несколько значений - это и то место, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые удачи и неудачи.

    Не случайно в трудные критические  минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, т.е. свою малую родину.
 

    Родина! Отечество святое.

    Перелески. Рощи. Берега.

    Поле от пшеницы золотое,

    Голубые от луны стога.

    Сладкий запах скошенного сена,

    Разговор в деревне нараспев,

    Где звезда на ставенку глядела,

    До земли чуть-чуть не долетев.

    Родина! Земля отцов и дедов.

    Мы влюбились в эти клевера,

    Родниковой свежести отведав

    С краешка звенящего ведра.
 

    В истории нашего края, области, района имеется много неизученного, неисследованного. В древности наш край называли Залесским, т.е он находился за непроходимыми лесами. С незапамятных времён люди пользовались его богатствами. Селились они обычно по берегам рек и озёр.

    Останки древних поселений человека сохранились около деревни Чипузиха, которая находилась недалеко от с.Новые Горки. Деревня исчезла, остались небольшие курганы. Там происходили археологические раскопки.

    Вначале люди этих мест охотились на диких зверей, обилие рыбы в озёрах позволяло им заниматься рыболовством. Орудия труда и охоты делались из камня и кости. Шло время, и человек научился пахать землю и выращивать скот. Всё это не давало покоя иноземным захватчикам. Много бед они принесли нашим предкам. На территории Лежневского района можно найти татарские названия деревень: Батыево, Баскаково, Ярлыково и др. Это след монгольского нашествия. Немало древних, исконно русских поселений исчезло с лица земли, в неравных боях с захватчиками сложили головы их жители. Долгие годы господства монгольских заватчиков привели к разорению и запущению края. Жители уходили в глухие и заболоченные места.

    В 5 км от Новых Горок находилась д.Карпиково. А в далёкие времена на её месте располагалось Никольское - очень богатое село. Здесь на горе в 1111 г. была построена деревянная церковь. Ближе к реке Уводь находится поле "Сеча" - при нашествии татаро-монгол тут погибла наша дружина, защищая свой родной край. Село было разграблено, жители убиты, церковь ссожена. На её месте образовался ключик святой, из которого причащались люди. Об этой удивительной истории рассказал старожил деревни Корнево Орлов А.М. со слов своего деда. С его же слов, причащался из этого источника и Александр Невский. Это событие относится к 1249 г. Люди стали заново строить себе жильё, и новое поселение получило название "Карпиково". А вот церковь была отстроена уже в селе Быково, что находилось в 3 км от бывшего Никольского. К церкви были перенесены и останки воинов. Церковь была тоже деревянной, но в 1820 г. её заменили на каменную. Это было частное строение.Быковское кладбище Прилегающее кладбище сохранилось до сих пор. По сей день здесь можно увидеть надгробную плиту с надписью, говорящую о воинах, убитых во время нашествия иноземцев. Со слов Орлова А.М., на Быковском кладбище покоится прах одного из сыновей Ю. Долгорукого...

    Карпиково раскинулось на левом берегу Уводи на двух небольших холмах, между которыми проходила дорога из Горок на село Воскресенское. С одной стороны деревни находились заливные луга - пойма реки, а с обратной стороны начинался лес и поля. Одно из полей, самое большое, называлось Денежница. Деревенские дома стояли в 2 посада. Позади домов протекала речка Табачная. На месте, где речка впадает в Уводь, находится возвышенность, которая не затоплялась в половодье. Считается, что тут захоронены участники битвы с татарами. Речка мелководная, и поэтому долгое время не имела моста.   По рассказам, из Горок через Карпиково шёл путь на Вознесенье, где периодически устраивались ярмарки. Однажды фабрикант Шорыгин, проезжая через Табачную, застрял на своей повозке. Местные жители помогли купцу выбраться, за что он их поблагодарил и обещал улучшить дорогу. Судя по участкам дороги, мощённых камнем, которые сохранились до 1950-х годов, видимо, слово своё сдержал.

    На левом берегу Уводи, ниже д. Панютино, за поворотом реки, прежде располагалось упомянутое село Быково - центр бывшей большой волости. В Быковскую волость входили д.Панютино, Фёдорково, Капиково, Повалиха.

    1878 г. - благодаря шуйскому мещанину Палкину Вуколе Лукичу в Быкове открылась земская начальная школа. Заведение разместилось в каменном здании вместе с волостным правлением.

    1898 г. - на средства земства здесь было выстроено новое здание школы, деревянное, крытое железом. К этому моменту  тут обучалось 49 детей из окрестных деревень.

Деревня Быково     Быково - живописное место. Здесь на берегу Уводи фабриканты Шорыгины выстроили красивую дачу, недалеко от церкви и школы. Заодно ими же через реку был построен красивейший мост. что давало возможность быстрого проезда на другую сторону Уводи в д. Комарня. Надо заметить, само Быково было очень маленьким. Так в 1905 г. здесь было всего 5 домов. До революции каждая семья жила своим личным хозяйством. Держали лошадей, коров, свиней, овец. Имели свои наделы, сажая по их границам деревья (посадки сохранились до наших дней). Часть жителей работала на тектильных фабриках Иванова и Шуи. С открытием фабрики в Горках стали работать там.

     После Октябрьской революции дача Шорыгина была отдана под школу. С 1933 по 1951 г.г. учительницей в школе была Бабаева Надежда Ивановна. В 1951 г. после окончания Ковровского педагогического училища директором быковской школы назначается Корнева Дарья Павловна.Корнева Д.П. среди учеников Она родилась и проживала в д.Комарня, но так как шорыгинского моста через Уводь уже не было, а ходить домой было далеко, то ей приходилось жить в комнате при школе. Учеников было 15 - 20 человек.

   

    1924 г. - Панютино и Фёдорково были присоединены к Новогоркинской волости, так как большая часть населения уже работало и получало продовольствие именно в нашем посёлке. В стране начиналась агитация на объединение в колхозы. Согласились многие, и в Карпикове был организован колхоз им. 8 Марта. Первым председателем был Зорин Василий Львович. Человек энергичный, он сам был зачинщиком многих начинаний. По воспоминаниям земляков, одевал красную рубаху и первым шёл на покос в луга. Жизнь улучшалась, в планах даже было построение собственной электростанции.
     Из событий прошлых лет старожилы вспоминают 1936 г. До того времени Уводь была полноводной широкой рекой, славящейся обилием рыбы. Но в тот злополучный год на красильной фабрике г. Кохмы произошёл сброс отходов краски в реку. Рыба 3 дня шла по поверхности, Уводь стала постепенно гибнуть. В том же году, чтобы увеличить уровень воды в реке, близ Воскресенского на реке Ухтохма была построена плотина. Воды очень поднялись. Поначалу жители обрадовались, но весной 1939 г. плотину снесло, а война помешала что-то предпринять...

     Великая Отечественная война резко изменила жизнь. В армию забрали мужчин и лошадей. Последним ушёл Зорин В.Л. У него была "бронь", но он отказался от должности председателя и добровольцем ушёл на фронт. Он погиб в 1943 г. и был захоронен в братской могиле в г.Свободный (Дальний Восток). Его имя высечено на обелиске нашего села. В годы войны все заботы легли на плечи женщин. Обрабатывались все поля, даже улицы перепахивались под огороды. Ни один клочок земли не пропадал. Пахать приходилось на коровах. В военные годы над деревней проходила воздушная трасса немецких бомбардировщиков. Немцы пролетали на Ковров, где они бомбили промышленные заводы. Но вот закончилась война, люди вернулись к мирной жизни. Колхоз укрепили, и в его состав вошло уже 4 деревни: Карпиково, Фёдорково, Повалиха и Панютино. Председателем большого колхоза стал Козлов Е.С. В деревне был магазин. Клуба не было, в кино молодёжь ходила в соседние деревни. А летом на высоком берегу проводились гулянья. Под гармонь устраивали танцы, пели песни. Зимой для гуляний снимали избы, чаще это был большой дом Горячевых.

Орлов Ю.Н. указывает место, где когда-то стояла быковская церковь     Жизнь в большом посёлке Новые Горки с развивающейся инфраструктурой казалась лучше, удобней. Жители Карпикова и других деревень продолжали перебираться в посёлок. Населения стало мало, оно уже не справлялось с большим объёмом сельскохозяйственных работ. Деревни постепенно погибали.

    1957 г. - была разрушена быковская каменная церковь - нужен был материал для строительства сельских дорог.

    1963 г. - ликвидирована быковская школа. Оставшихся учеников перевели в Новогоркинскую школу.

  Последним жителем Карпикова был Потехин Григорий, но и он уехал. Сейчас коренных жителей деревни осталось мало. Живут они в Новых Горках и с теплотой вспоминают об ушедших деревнях. Особенно не забываются окрестности Карпикова как хорошие грибные места.

 
  На основе материалов,
любезно предоставленных
 сотрудниками Новогоркинской библиотеки
 
Дополнительно:
Узнать доп.факты в книге "Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды" (историко -татистическое описание 1898 г. - книга, которую вы не получите в архиве на руки по её состоянию). Жми и читай
Высоцкий@2014 г.